ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Каста термин. Касты

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

История происхождения кастовой системы

Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.

Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами (от слова «цвет» на санскрите - по цвету носимой одежды). Иной вариант наименования варн - касты, происходящий уже от латинского слова.

Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):

  • брахманы - священнослужители;
  • кшатрии - воины;
  • вайшья - рабочие люди;
  • шудры - разнорабочие и слуги.

Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели находиться в окружении только подобных себе , преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.

Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравноправием. с его биографией, это поистине человек с великой душой!

Касты в современной Индии

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати .

В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых : им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи , зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых - пария . Это люди, совершенно изгнанные из общества - маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Заключение

Кастовая система зародилась тысячелетия тому назад, но до сих продолжает жить и развиваться в индийском обществе.

Варны (касты) делятся на подкасты - джати . Существует 4 варны и множество джати.

В Индии есть общества людей, не входящих ни в одну касту. Это - изгнанные люди .

Кастовая система дает людям возможность быть с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и четкие правила жизни и поведения. Это - естественная регуляция общества, существующая параллельно с законами Индии.

КАСТА

(португ. casta - род, вид, порода) - группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а также специфич. обычаи, обряды, мифологию, расселенная чересполосно с др. такими же группами, но ограничивающая с ними общение и включенная в иерархическую систему, т. е. занимающая определенное положение на шкале социального престижа. К. возникали у многих народов на ранних этапах истории, но сохранились в развитом обществе, а в нек-рых отношениях - до сего дня, только в Индии и ряде стран, имеющих общую с Индией судьбу или подвергшихся индийскому влиянию (Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри Ланка, нек-рые о-ва Индонезии). Особая роль К. в сфере индийской цивилизации связана с тем, что К. стала одним из важнейших элементов этики индуизма. Система кастовой иерархии получила обоснование в представлениях о карме и о сансаре. Согласно индуизму, от того, как человек исполняет обязанности (дхарма, одно из значений), предписываемые его К., зависит, родится ли он в следующий раз в более высокой или в более низкой К. Т. обр., кастовый статус живущего человека представляется как заслуженный им в прежней жизни и способный быть измененным лишь в жизни последующей. Зародыш К. видят в четырех еарнах, возникших еще в др.-инд. об-ве. Появлявшиеся затем в процессе разделения труда более мелкие группы (джати), как правило, ассоциировались с одной из четырех варн или же воспринимались как находящиеся даже ниже шудр ("неприкасаемые"). Джати появились, согласно легенде, от смешанных браков родителей из разных варн. Исторически увеличение числа социальных групп и статусов с четырех до нескольких тысяч произошло с разделением труда и усложнением социальной стратификации в условиях сохранения племенного сознания. Число К. увеличивалось также за счет реальных племен, ассимилированных индуизмом и включенных в индоарийское об-во. В К. превращается любая социальная группа - профессиональная, конфессиональная, - возникающая в данном об-ве. В наст. вр. в Индии около 3К. Считается, что они отличаются друг от друга по степени ритуальной "чистоты", однако реальный статус зависит от многих факторов, в т. ч. от материального положения группы. К. включает как богатые, так и бедные семьи, но в целом сохраняется соответствие кастового и социально-экономического статуса: чем К. выше, тем ее члены в сумме богаче, грамотнее, обладают более высокими постами и т. п. К. можно разделить на высшие (брахманские, воинские, 8% населения), средние (торговые, землевладельческие, 22%), низшие (земледельческие и ремесленные, 39%), "неприкасаемые" (17%); остальное население не входит в систему К. (мусульмане, христиане и пр.). На протяжении истории было много попыток преодолеть кастовое раздробление об-ва. Одной из таких попыток было учение буддизма.
Индусские отшельники (санньяси) могли происходить из любых К. и считались вышедшими из кастовой системы. Учение бхакти также исходило из того, что любовь к богу может и должна объединять людей всех К., и т. обр. отнимало у системы К. религ, обоснование. Основатели сект бхакти (Басава, Валлабхачарья, Чайтанъя и др.) принимали в число учеников и последователей людей всех К., однако сами эти секты превратились вскоре в разновидность К. В новое и новейшее время К. подрывается процессами модернизации, и за ослабление ее влияния выступают все те, кто считает себя сторонниками прогресса. Однако антикастовую пропаганду ведут и индусские шовинисты (коммуналисты), к-рые считают институт К. отклонением от чистого индуизма. Они выступают за сплочение всех индусов в борьбе с др. конфессиональными группами за установление в Индии "индусского правления". Вступающие в Раштрия сваямсевак сангх должны публично и письменно заявить о своем выходе из К. Несмотря на все эти усилия, кастовая этика продолжает господствовать в вопросах брака, в быту, проявлять себя в экономия, и политич. жизни. В современной Индии принадлежность к К. не фиксируется в переписях населения, официально не принимается во внимание при приеме на работу и учебу, дискриминация по мотивам кастовой принадлежности, так же как религиозной и этнической, запрещена и карается как уголовное преступление. Однако фиксируется принадлежность к наиболее угнетенным, бывшим неприкасаемым К., к-рые занесены в особый список. Для "списочных" К. резервируются места в государств, учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах и органах местного самоуправления с целью способствовать поднятию их материального и культурного уровня. В нек-рых штатах Индии резервируют места также для низших и средних К. Религиозность и низкий жизненный уровень большинства индийского населения способствуют закреплению кастового мировоззрения (социальной пассивности, фаталистического отношения к жизни). Рост самосознания К. приводит к обострению межкастовых конфликтов, в к-рых иногда выражаются классовые противоречия.
Л. Алаев


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. - М.: Республика . М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский . 1996 .

Синонимы :

Смотреть что такое "КАСТА" в других словарях:

    - (исп. casta род, от лат. castus чистый). Замкнутый класс народа, который передает свое состояние, занятие, нравы и обычаи потомкам, не имеющим права переменить образа жизни своих предков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    См. сословие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. каста общество, сословие; эта, брахман, шудр, вайшья, кшатрия Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    КАСТА, касты, жен. (португ. casta от лат. castus чистый) (книжн.). 1. В Индии и других странах Востока общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов. Каста браминов. 2. перен. Всякая замкнутая… … Толковый словарь Ушакова

    - (caste) Группа людей, связанных между собой индуистскими религиозными верованиями и традициями. В целом кастовая система, первые описания которой мы находим в Манавадхармашастре (книге Ману законы) (200 г. до н.э. – 200 г. н. э.), была связана с … Политология. Словарь.

    - (португ. casta род, поколение, происхождение) эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с. традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной… … Новейший философский словарь

    КАСТА, ы, жен. 1. В странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов, иногда также и религиозной общностью. К. брахманов. 2. Узкая общественная группа, к рая отстаивает свои привилегии… … Толковый словарь Ожегова

    Жен. род народного сословия, состояния; употр. о народах, которых сословия, по вере своей, отделяются одно от другого, напр. об индийцах. Кастовый, сословный, относящийся к касте. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (от португальского casta выражающего понятие санскр. терминаjati=рождение, род, сословие) общеупотребительное у всех европейскихнародов название многочисленных подразделений (сословий, даже племён илирас), на которые распадается туземное… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от португ. casta род, поколение) англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа, члены к рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком … Энциклопедия социологии

    каста - Группа функционально и обычно морфологически обособленных особей в колонии общественных насекомых (К. рабочих особей, солдат, цариц и т.п.). [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский толковый словарь генетических терминов 1995 407с.] Тематики… … Справочник технического переводчика

    каста - Замкнутая группа людей, обособившаяся вследствие выполнения специфических социальных функций, наследственных занятий и профессий, что часто связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности, и имеющая отношение… … Словарь по географии

Книги

  • Каста Дива, Op. D1 No. 1 , Ф. Шопен , Репринтное нотное издание "Casta Diva, Op. D1 No. 1" . Жанры: Airs; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные запатентованные… Категория:

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространен. Если через рабство прошли практически все страны (разумеется, в разной степени), то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке.

Индия – классический пример кастового общества, которое возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Всего в Индии четыре основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Индийские касты – эндогамные наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Представители каждой касты женятся и выходят замуж только за "своих". Высшие не должны общаться с низшими: ни есть вместе, ни пить из их рук, ни смотреть на их женщин, пи разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды говорит о принадлежности человека к той или иной касте (рис. 4.4).

В основе кастовой системы лежит идеология брахманизма, суть которой сводится к следующим принципам.

  • 1. Только члены первых трех варн (каст) могут проходить обряд инициации (упанаяна ), допускающий их к изучению Вед и соответственно закона дхармы и делающий их "дваждырожденными" (рожденными духовно).
  • 2. Каждая Варна имеет круг дозволенных занятий. Для брахманов – это изучение священных текстов, обучение им других, совершение жертвоприношения для себя и для других, раздача и получение даров. Для кшатриев – охрана подданных, раздача милостыни, жертвоприношения, изучение Вед. Для вайшиев – выпас скота, торговля, ростовщичество, земледелие, изучение Вед, жертвоприношения. Для шудр – послушное служение трем высшим "сословиям". Законным является только нарушение этого круга обязанностей в условиях нужды.

Рис. 4.4.

  • 3. Члены всех варн должны следовать эндогамии, смешанные браки являются причинами деградации всего общества.
  • 4. Все четыре варны должны следовать общей дхарме – добродетелям непричинения зла, правдивости, честности, целомудрия и самообуздания.

Членством в касте человек обязан исключительно своим рождением. Индивид не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индуизмом, согласно канонам которого люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, το после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Будучи членом определенной касты, индиец обладает рядом неотъемлемых прав, в том числе правом на поддержку со стороны всей касты. Самос страшное наказание – исключение из касты. Отверженные не принимаются в другие касты. Они лишаются права пользоваться колодцем, деревенским прудом, храмом, домом, даже навозом своего скота. Изгнанные изо всех каст именуются неприкасаемыми. Численность неприкасаемых достигает 160 млн человек, к ней относятся 95% всех бедняков страны. Среди них 75% проживают ниже черты бедности, две трети неграмотные, половина является сельскохозяйственными рабочими .

Происхождение каст не вполне ясно. Изучая генетические корни индийской нации, современные ученые пришли к выводу, что высшие касты по составу ДНК ближе к европейцам, а низшие – к азиатам . Согласно установленным данным, во втором тысячелетии до нашей эры в Индию с севера вторглись индоевропейские племена ариев, которые в стратификации образовавшегося общества заняли господствующие позиции и стали именоваться кастой брахманов. Вполне естественно, что победители, не желая смешиваться с побежденными, установили жесткие барьеры, которые со временем получили религиозное освещение и профессиональное закрепление.

В ходе индустриализации касты постепенно заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают семь десятых населения, остается кастовой.

Исследования индийских социологов в период с 1986 по 1994 г. выявили пять классов: 1) очень богатые (6 млн человек); 2) класс потребителей (150 млн); 3) нижний средний класс (275 млн); 4) бедные (270 млн); 5) очень бедные (210 млн) .

Разновидностью кастовой эндогамии служит расовая сегрегация , которая сохранялась в США до 1950-х, а в ЮАР – до 1990-х гг. Неграм не позволялось не только вступать в брак с белыми, но и находиться в одном месте с ними (в ресторане или в автобусе). Хотя официально эта позорная практика в обеих странах отменена, ее остатки чувствуются и сейчас.

замкнутые, эндогамные (см. Экзогамия и эндогамия) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. Статус социальный) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации - кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система с помощью религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, каждой К. разрешается только определенный род занятий. К. занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т. е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовые группы и одна внекастовая - неприкасаемые. С 1947 г. касстовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной. Каста - понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах: 1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, «открытую» систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества, Для нее, в отличие от «закрытых» кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности, 2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (вьющий, низший и средний К,); 3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории - марксистская и веберовская. В марксизме К. используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения К. считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных К. - эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными К. капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия «класс в себе» - это К., члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и «класс для себя» - К., выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме К. - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных. Веберовская теория К. альтернативна марксизму. М. Вебер рассматривал К. как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т. е., как и у Маркса, К. у Вебера - это «экономические классы». Однако отношение к собственности в веберозской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к К. порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. К., по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные «возможности жизни», прежде зсего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре «экономических класса»: К. собственников; К. интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий К. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо «экономических классов» и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т. п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах (см. Стратификация социальная). В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения К. Здесь К. и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение - только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на К. составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как «постклассовое», подчеркивая то обстоятельство, что К. перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с К., обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

КАСТА (португальский casta - род, порода, вид, от латинского castus - чистый), социальный институт, отличающийся замкнутостью, эндогамией и наследственностью общественного статуса и профессии. Происхождение каст в целом связывается с общественным разделением труда. Иерархия статусов каст связана с представлениями о ритуальной чистоте/нечистоте, жёстко регулирующими нормы поведения и формы общения между членами одной касты и между представителями разных каст. Кастовые различия часто сочетаются с этническими и конфессиональными. Касты характерны для многих архаических обществ Африки, Юго-Восточной Азии, Америки и др.: касты жрецов в Древнем Египте и Древнем Иране, касты торговцев в средневековых обществах Ближнего и Среднего Востока и у народов Западной Африки (например, торговцы-манден - дьюла, или вангара), привилегированные касты хасанов у мавров и скотоводов-тутси у народов восточноафриканского Межозерья, касты охотников, воинов, сказителей-гриотов, музыкантов, кузнецов, ткачей, кожевенников и др. (например, у кушитов и мандеязычных народов Африки), земледельцев среди кочевников-скотоводов (например, харатины в оазисах Сахары или римайбе у фульбе) или пастухов среди оседлых земледельцев (группы фульбе среди хауса и бамбара). Близкие к кастам профессиональные корпорации существовали в Древнем Риме (коллегии) и средневековых европейских городах (цехи). В Индии система каст стала основой традиционной социальной структуры.

В расширительном значении кастой называется замкнутая социальная группа, оберегающая свою обособленность, привилегии и интересы.

Касты в Индии. Термин «каста» употребляется для обозначения структурной единицы традиционного индуистского общества вместо и наряду с санскритским «джати» (буквально - родня), передающим представления брахманизма о различных от рождения категориях людей. Индийское общество по-прежнему воспроизводится по законам каст, но в административно-общественной практике современной Индии кастовая принадлежность считается сугубо частным делом и термин «каста» заменён на понятие «община» (community). В списках Антропологической службы Индии насчитывается около 3,5 тысяч общин-каст, названия которых производны от наследственной профессии, этнонима, топонима, секты индуизма и др.

В индуизме касты рассматриваются как результат дробления и смешения варн. Наверху кастовой иерархии стоят ритуально чистые «дважды рождённые» (то есть прошедшие посвятительный обряд) брахманские, кшатрийские (касты раджпутов, наяров и др.) и вайшья (торговые касты бания, четти и др.) касты, за ними следуют касты шудр (земледельческие касты джатов, коли; пастухи ахир, гоала; ювелиры сонар, кузнецы лохар, плотники бархаи и др.), к которым примыкают вневарновые низшие «пятые» касты (кожевенники чамар, уборщики бханги и др.), или неприкасаемые («зарегистрированные касты»).

Согласно современным представлениям, кастовая организация, сложившаяся к началу нашей эры, является результатом наложения двух социальных моделей, соответствовавших различным этническим культурам Индии: системы сословий-варн у «ведийских» индоариев (смотри в статье Индоарийские народы) и сегментированного общества, формировавшегося на основе обособленных по профессиональному признаку родовых общин, у доарийского автохтонного населения (дравидов и мунда). Поддержание кастового строя - главная функция традиционной элиты, брахманского жречества. Неприятие каст характерно для антибрахманских учений (буддизм, джайнизм, бхакти и сикхизм, секты индуизма).

Для каст характерны представления о равенстве ритуального статуса, эндогамия (редко - регламентированная гипергамия) и иные варианты жёсткого ограничения контактов вне своего коллектива, а также наследование профессии (рабочего места). Каста наследуется от отца или матери (при матрилинейном счёте родства). Это связано с архаическим представлением о том, что лишь замкнутый и строго эндогамный коллектив фактических и потенциальных родственников (джати) может разделить «братскую общую судьбу» (бирадари), то есть единый для всех образ жизни и способ добывания средств существования (профессию). Джати является основной структурной единицей индийского кастового общества. Несколько джати одной профессии и равного статуса составляют касту, но члены разных джати одной касты никогда не вступают в брак друг с другом и часто даже не общаются. В каждом регионе существует до нескольких тысяч джати; для различения между собой они носят уточняющие названия (например, джати «мясники для мусульманских садовников» в составе каст мясников).

Джати формируется как эндогамный брачный круг из паритетных по статусу экзогамных коллективов родственников (которые в разных регионах и у разных каст называются кула, готра, пангали, вакаияра и др.). Состав отдельных джати непостоянен: она теряет составные части и обретает новые. Статус каждой кула (готра), джати и каст определяется степенью ритуальной чистоты её профессии, брачных обычаев, бытовых норм, пищевых предпочтений и т.п. Адресное религиозное наставление (джати-дхарма - смотри в статье Дхарма) предписывает каждой касте особый образ жизни и свой вариант охранительной регламентации контактов с представителями чужих каст, ограничение которых возрастает в зависимости от степени близости (случайное столкновение в пути, пребывание в одном замкнутом помещении, случайное прикосновение, сидение рядом, принятие воды из чужих рук, совместное курение, совместное принятие пищи и, наконец, брачные отношения): чем больше близость, тем уже круг общения. Несоблюдение этих правил ведёт к необходимости провести очистительные обряды, иногда - к исключению из касты.

Разделение труда между кастами реализуется в форме кастовой общины, основанной на джаджмани - ритуализованных отношениях натурального (ныне также денежного) обмена между семьями разных каст, в том числе в городских условиях. Для кастовой общины характерен набор каст, необходимых для её самодостаточного существования: жрецов-брахманов, земледельцев, ремесленников (кузнецов, ткачей, плотников и др.), обслуживающих касты (водоносов, прачек, цирюльников и т.д.), бухгалтеров-учётчиков, воинов и др. Региональная иерархия каст допускает мобильность статусов отдельных каст; часто доминирующей становится не брахманская, а землевладельческая каста (тхакур, раджпут и др.). Сообщества мусульман, джайнов, сикхов, христиан и др. связаны с кастовыми индуистами экономическими отношениями, регламентированными по типу кастовой общины. Некоторые народы, лишь частично воспринявшие кастовые формы социальной жизни в процессе своей индуизации (брахманизации, санскритизации), ныне представляют собой этнокастовые общности (раджпуты, гуд жары, веллала и др.).

Системность и устойчивость кастовой организации - уникальное свойство индийской цивилизации. На всём протяжении индийской истории кастовый строй предоставлял людям всеобщую занятость, обеспечивая их средствами существования в соответствии со статусом касты. Кастовые предписания и табу, детально регулируя повседневную жизнь в условиях этнокультурного разнообразия, перенаселённости и нехватки ресурсов, сыграли важную роль в недопущении пандемий в жарком климате Индии. В современной Индии каста остаётся влиятельным фактором политической жизни. В целях преодоления отсталости «зарегистрированных» и низших каст государство предоставляет им квоты в получении образования, на госслужбе и другой преференции. В то же время высшие касты используют риторику «индусского национализма», подчёркивая вневарновый, «чуждый» статус низких каст. В борьбе интересов большую роль играют так называемые многокастовые ассоциации, объединяющие близкие по статусу касты.

История изучения индийских каст. Основоположниками научной теории каст выступили деятели британской колониальной администрации в Индии, использовавшие результаты переписей населения Индии (с 1869-71), систематизированные в виде газеттиров - экономико-географических справочников и словарей каст и племён разных провинций.

В английской «ориенталистской» школе изучения каст сформировалось два направления. С одной стороны, Д. Иббетсон (генерал-губернатор Пенджаба) связывал касты с особой моделью общественного разделения труда, при которой профессиональная специализация закреплялась за отдельными племенами и кланами; социальное положение касты зависело от политического влияния племени, а не от его расового статуса. Это, так называемое материалистическое, направление, развивавшееся затем Дж. Несфилдом, У. Круком и Э. Блантом, унаследовано впоследствии кембриджской школой социальной антропологии (Э. Лич, С. Бейли).

Другое направление представлено расовой теорией каст, созданной Г. Рисли (с 1901 руководитель переписей населения) на основе брахманического учения о расовом конфликте ариев и автохтонов Индии и под влиянием расовой теории П. Топинара. Опираясь на антропометрическую статистику, Рисли построил классификацию народов и каст Индии. Его теория до конца британского правления в Индии стала теоретическим обоснованием цивилизаторской миссии английского колониализма и легла в основу практических мероприятий английской администрации.

В ставших классическими работах Дж. Хаттона касты рассматриваются как продукт уникального сочетания в Индии природных и исторических факторов (в том числе относительной изоляции от внешнего мира) и как система, способная противостоять чуждым влияниям и позволившая сохранить на протяжении тысячелетий разнообразие культур Индии.

У истоков «французской социологии каст» - работы С. Бугле (1908), видевшего в индийской системе каст действие единого структурного начала - оппозиции «чистое-нечистое», которая ведёт одновременно к обособлению каст и их объединению в единую иерархию и систему разделения труда. Эти положения развил Л. Дюмон; в основе его теории каст - универсальный «надсоциальный» принцип «ритуальной чистоты» и превосходства «чистого» над «нечистым», отличающий иерархическое и холистичное индийское общество от индивидуалистического и эгалитаристского западного.

Теория Л. Дюмона стала объектом критики «антиориенталистов», в частности американской школы этносоциологии, сформировавшейся в середине 20 века (Мак-Ким Марриотт, Р. Инден) и рассматривающей касту как явление, порождённое неравенством социальных групп в отношении к власти и средствам производства, насаждаемым брахманами при поддержке царской власти. В работах М. Миллнера каста понимается как «эталонная» статусная группа. Основное направление современного изучения каст в западной науке (Дж. Д. Берреман, Дж. Парри, К. Гоу, К. Фуллер, Х. Ламберт) - исследования конкретных деревень и кастовых социумов (area studies, village studies).

В 1950-е годы начала формироваться индийская школа изучения каст (И. Карве, М. Шринивас, Д. Н. Маджумдар, К. Матхур, Т. Мадан, Р. Тхапар, А. М. Шах и др.), которую характеризует традиционализм, преимущественное внимание к небрахманским слоям населения Индии и к исконной, доколониальной культуре. Индийский «антиориентализм» проявляет себя как реакция носителей индийской культуры на односторонний характер её европейской интерпретации.

Современными исследователями подвергается сомнению сама правомочность заимствованного из европейских языков термина «каста» (Н. Диркс). В понятии «каста» видят искусственную конструкцию английской науки в её связи с потребностями колониального управления.

Лит.: Ibbetson D. Panjab castes. Lahore, 1916; Hutton J. Caste in India: its nature, function and origins. 4th ed. Camb., 1963; Касты в Индии. М., 1965; Srinivas М. N. Social change in modern India. Berk., 1966; Risley Н. Н. The people of India. 2 nd ed. New Delhi, 1969; Dumont L. Homo Hierarchicus: the caste system and its implications. L., 1970; Social stratification in Africa. N. Y., 1970; Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983; Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. М., 1992; People of India / Ed. К. S. Singh. 2nd ed. New Delhi; N. Y., 2002. Vol. 1; Юрлова Е. С. Индия от неприкасаемых к далитам. М., 2003; Dirks N. В. Castes of mind. Colonialism and the making of modern India. Princeton, 2004.

В. А. Попов, Е. Н. Успенская.